По русский, traditie

Немного о проблеме идентичности молдован (бессарабских румын)


romanИдентичность в Республике Молдова это больной вопрос. Когда я говорю об идентичности, совсем не имею в виду назойливую борьбу между «молдовенизмом» и «румынизмом», между которыми, в сущности, не существует никаких разногласий, кроме тех которые искусственно провоцируются либо некоторыми молдавскими политическими партиями, либо внешним фактором.

Население Бессарабии походит на подростка, который пытается примкнуть к какой-нибудь системы ценностей, чтоб создать свой собственный духовный скелет. Молдаване – это модель традиционалистического румынизма, в то время как «румынизм», который предлагает Румыния, а точнее «румынская интелегенция» (для которой, кстати, великий румынский мыслитель Эминеску, основоположник современной румынской культуры, это «смердящий труп от которого румынам нужно избавиться, если они хотят стать частью Европы»), это модель «западнического румына», отдаленного от всякой традиции, от всяких истоков румынской духовности.

Большая часть «унионистов», которые кличут иногда себя и «националистами», являясь в реальности прозападным либералами, пытаются продвинуть в Молдове именно эту модель «румынского космополитизма», под фальшивой маской «антикоммунизма» и «национализма».

Что касается «молдовенизма», который используют некоторые псевдоинтелектуальные остатки советского режима, то он идеологический и научно неконсистентен, даже если несет в себе частицы «традиционалистского румынизма». Например, носители этого взгляда, настаивающее на идее что «молдавская нация» родилась до образования «румынской нации», не могут объяснить, что они именно подразумевают под понятием «нация»: этническую общность, или «современную капиталистическую нацию».

Другая болезнь молдовенистов – это боязнь употребления таких понятий как «румын», «румынский», когда идёт речь об этнической идентичности большинства населения Молдовы, исходя из опасений, что этим они могли бы способствовать нарастанию идеи «унионизма», воссоединения с Румынией, эта мысль – абсолютно ошибочна.

Проблема идентичности молдаван – это проблема выбора между традицией и современностью, между властью кесаря и властью духа, между превосходством государства и превосходство того, что в традиционной румынской философии обозначается понятием «ням» (neam), близкое к русскому слову «род» – атемпоральная мистическое общность предков, современников и потомков.

Процесс формирования нашей идентичности это борьба за превосходство одной из двух парадигм: традиционалистской или постмодернистской. Первая соответствует евразийскому, вторая евроинтеграционному геополитическому вектору.

Здесь уместно вспомнить и о социологической теории румынских философов о «безвещественных формах» („forme fără fond”) развитые консерваторами Титу Майореску, Михаем Эминеску, Константином Рэдулеску-Мотру и даже некоторыми коммунистами, такими как Константин Доброджяну-Геря.

«Безвещественные формы» – это результат искусственного наложения западных моделей, посредством местной отчужденной от собственного народа элиты, на традиционную почву, что создает «иллюзию прогресса». В итоге, весь процесс продукции, «реформирования» общества, сконцентрирован не на нормальном социо-экономическом развитии, а на стерильной имитации западной модели. Румынское общество (а сюда мы можем включить и молдаван) это два радикально отделенные мира: элита, живущая по западным стандартам в им же созданном иллюзорном мире, в котором она созидает и свою собственную «румынскую культуру», и румынское население, живущее в реальном мире, хранящие традиционные ценности. Именно этому народу, в Румынии, Республике Молдова и частично на Украине и Сербии, самопровозглашенная румынская элита пытается насадить фальшивую «национальную современную культуру». В результате чего создался огромный разлом между «румынской современной нацией» и румынским “neam”-ом. Соответственно – между двумя моделями национализма.

Истиной модели румынского «национализма» (которое даже трудно назвать «национализмом» в прямом смысле слова) это идеи «Движения Легионеров», лидером которой являлся Корнелиу Зеля Кодряну. Предводитель румынских легионеров достаточно известен в рядах российских и европейских правых, так что дополнительные пояснения, я, думая, здесь неуместны.

Я верю, что победа истинного румынизма прогремит как взрыв во всем румынском пространстве. Это будет революция, которая, начавшись в Бессарабии, распространится по всей Румынии, разметая старые фальшивые устои, фальшивую элиту.

Пора бы уже понять, быть румынам это вовсе не означает служения румынскому государству, румынской элите (как это принято понимать) или втягивание в различные унионистские движения. Быть румыном -означает признание собственной сущности, а это не приходит посредством «либеральной демократии», «свободомыслия» или «свободных выборов». Для этого нужна всего лишь сила и свобода духа.

Свобода рыцаря и сила легионера, вот что нужно сегодня румынскому духу!

Standard

19 gânduri despre „Немного о проблеме идентичности молдован (бессарабских румын)

  1. Salutare,

    Este scris bine; doar in alineatul doi nu prea am inteles ce ai vrut sa spui caci sunt vicii de coerenta.
    Poate incerci sa-l expui un pic altfel.

    In rest este in regula.

    Bafta

    Apreciază

  2. N-am auzit inca de niciun TRIB vorbitor al unei limbi neolatine, cu un fond lexical principal 60% cuvinte de origine latina (vulgara) certa, pe care sa-l putem deosebi ASTFEL de triburile slave bulucite sub zidurile Constantinopolului ca fluturii la o LUMINA. CONSTANTINOPOLUL fiind capitala Imperiului Roman de Rasarit – un mileniu dupa caderea si metamorfozarea Romei. Asadar, triburile au alte caracteristici decat populatiile romanizate, neasimilitate si lasate de izbeliste dupa destramarea marilor imperii. Imperii, cu o cultura si civilizatie – lumina calauzitoare spre care aspiram prin natura noastra umana – deci net superioare, din absolut toate punctele de vedere, BARBARIEI TRIBALE. …DAR NU cum si capitalistii aveau alte caracteristici, pana nu de de mult, fata de cei care construiau comunismul planetar.

    Apreciază

  3. Observator zice:

    Articolul contine cel putin o perversitate: ce rost are sa implici miscarea legionara in chestiunea fireasca, cinstita si normala a reunificarii Romaniei? Adica, daca romanii din Romania si actuala R.M. doresc reunificarea Tarii, in granitele antebelice inseamna ca sunt legionari? Asta este o consideratie a chestiunii reunificarii Romaniei! Orice Tara din lume doreste sa fie unificata in frontierele ei firesti conform natiunii locuitorilor sai. Exact a pune altfel problema, inseamna a o considera dpdv al cuceritorului, indidferent cine ar fi acela, adica abia atunci chestiunea devine antinationala, antimoldoveneasca si bineinteles antiromaneasca.
    Iar de articole cu substrat antiromanesc, antiunire, impotriva reunicarii Tarii nu este nevoie: au un substrat prosovietic, prorusesc.

    Apreciază

    • AI SESIZAT CUM NU SE POATE MAI CORECT UNDE BATE ARTICOLUL: AMESTECA MISCAREA LEGIONARA INTR-O CHESTIUNE LA CARE TOTI ROMANII SI INTREAGA ROMANIE ASPIRA IN MODUL CEL MAI LEGITIM CU PUTINTA.
      ADICA, CU ALTE CUVINTE, DACA VREI REUNIFICAREA TARII, NU ESTI UN PATRIOT ROMAN, NU, ESTI UN LEGIONAR.
      ASTA-I O SPURCACIUNE RUSEASCA DE CARE MI SE FACE GREATZA, MA APUCA VOMITATUL. FIECARE TARA DE PE PAMANT DORESTE SA FIE UNIFICATA SI NU DESPARTTITA, DIVIZATA, ASA CUM A FOST SUB JUGUL RUSO-SOVIETIC.
      AICI E TOATA CHEIA PROBLEMEI! SI-ATUNCI, CEA MAI BUNA ARMA E SA-I ACUZI PE ROMANI DE FASCISM, DE LEGIONARISM… DE CE? PENTRU CA ASPIRA LA CEL MAI FIRESC LUCRU CU PUTINTA DE LA FACEREA LUMII PANA ASTAZI: REUNIFICAREA TARII.
      OARE CUM LE-AR VENI RUSILOR, SA LI SE IA TOT TERITORIUL DE LA RASARIT DE MUNTII URALI. OARE CUM LE-AR VENI RUSILOR CA NATIONALITATILE CONLOCUITOARE (PESTE O SUTA DIN RUSIA ACTUALA(CECENI DAGHESTANI CARELO-FINLANDEZI, ETC) SA CEARA DESPARTIREA DE RUSIA?
      DAR LA PORCI TREBUIE SA LE VORBESTI PE LIMBA LOR,

      Apreciază

  4. Serghei zice:

    Omul vrea sa spuna cu totul altceva.
    1.Moldovenii basarabeni trebuie sa a constientizeze ca sunt dupa etnie Romani, indiferent daca vrem sau nu Unire.
    2.Cei ce sunt Romani , nu sunt obligatoriu unionisti.
    3.Cei ce se declara unionisti sunt niste straini uneori, care si-au pierdut moralitatea si isi ascund ca dupa o masca adevarata fata.
    4.Victoria binelui se poate realiza doar prin constientizare si miscarea legionara.

    Apreciază

  5. Igor zice:

    E o abordare interesanta … Am mai auzit asemenea idei „ciudate” de la unii amici din Romania – cica in Basarabia s-ar fi pastrat romanismul autentic, traditionalist, care nefiind in CE are sanse sa pastreze ceia ce se pierde in Tara.
    Pe de alta parte nu prea inteleg ce fel de romani suntem noi si „leagan al romanismului” atunci cand nu avem nici cele mai elementare cunostinte de istorie si in mare majoritate „punem botu” la aberatiile moldoveniste.
    in ceia ce priveste legionarismul, cred ca este o chestiune depasita, care a intrat in istorie. Legionarismul, la urma urmei este tot o IDEOLOGIE.
    Romanismul este o chestiune prea mareata ca sa incapa in limitele legionarismului. Poate gresesc, asta simt intuitiv, ca multa carte nu am. Si apoi riscam sa compromitem romanismul „incadrandul” in limitele ideologiei legionare.
    Daca e sa fim traditionalisti, si aici sunt de acord cu autorul, atunci trebuie in primul rand sa fim crestini. Mergem inainte cu Dumnezeu si va avea el grija de noi, ca el ne-a dat noua pe toate si tot el ne-a unit intr-un stat mare.

    Apreciază

  6. Oleg zice:

    http://ava.md/blogs/gidirim-gerasim/016215-un-neam-n-scocit-un-stat-al-minciunii-mereu-ne-agreseaz.html

    Un neam născocit, Rpmânia e un stat al minciunii care mereu ne agresează

    Declaraţia lui A. I. Cuza despre „întemeierea” naţiunii române în ziua de 11/23 decembrie 1861 a fost prima minciună de mare calibru lansată din vîrful puterii chiar la naşterea statului român. Prin această minciună s-a comis o mare nedreptate faţă de moldoveni, egalînd cu un adevărat act de genocid.

    TRĂIASCĂ MOLDOVA!

    Apreciază

  7. Oleg zice:

    Да, в начале XIX в. даже официально мунтян (валахов) часто именовали уже „румынами”, но это никак не относится к молдаванам — ни к бессарабским, ни к запрутским. К примеру, „Органический регламент Валахии и Молдовы” 1832 года гласил, что „румыны будут пользоваться в Молдове теми же правами, что и молдаване в Румынской стране”. Налицо четкое разделение на два народа.

    Этот договор был грубо нарушен с созданием Румынии: молдаван лишили права называться собственным этнонимом. Современные унионисты умалчивают о том, что многие молдавские интеллигенты, даже те, что прежде поддерживали унионизм, усиленно сопротивлялись румынизации. „Бедный Штефан Водэ, где он, чтобы нас увидел? Уже не молдаване мы, а романы…” — горестно восклицал Алеку Руссо в 1852 г. Мнения в образованной части населения Молдовы резко разделились. Одни, среди них М. Эминеску, воодушевленно восприняли румынизацию (он изрек фразу: „Suntem români şi punctum!” — „Румыны мы — и точка!” , другие защищали, в противовес латинизации, идею дакских корней молдаван, ибо тогда считалось, что даки — предшественники славян. К ним принадлежали Г. Асаки, В. Александри, И. Крянгэ, А. Матеевич, в современной Румынии — Михаил Садовяну, который до конца своих дней демонстративно называл себя молдаванином и отказывался называть своих соотечественников румынами.

    Излишне доказывать существование молдавской истории, нации и ее государственности, абсурдно все это отрицать. Напротив, совершенно очевидно, что до второй половины XIX столетия не существовало народа „ромынь”, как и высосанной из унионистского пальца страны под названием „Цара Ромыняскэ” или „Цара ромынилор”.

    Apreciază

    • 1. Автор теории о происхождении славян от даков – Б П Хашдеу и других последователей у него не было.
      2. Г. Асаки, В. Александри, И. Крянгэ, А. Матеевич – здесь они не причем, молдовенистами они не были.
      3. А Садовяну вы читали? Интересно, откуда вы взяли что он не считал себя румыном? :)) Я даже могу сказать где вы подхватили эту „заразу” 🙂

      Apreciază

  8. Oleg zice:

    Мало-мальски образованный человек способен разобраться, как валахи стали румынами, почему то же самое произошло с запрутскими молдаванами и по какой причине молдаване, живущие за пределами Румынии, по левую сторону Прута, именоваться румынами не могут.

    Некоторым образом слово „румын” можно сопоставить с такими терминами, как „советский человек” или „югослав”.
    С образованием Румынии в ней проводилась жесткая национальная унификация. Все подданные Румынского королевства объявлялись румынами без различия их этнической принадлежности. «Румынами» записывали в метриках и паспортах и русских, и украинцев, и венгров, и т. д. Со временем и в паспортах румынских евреев писали „румын иудейского исповедания”. Словом, со второй половины прошлого века в этой стране происходил форсируемый шовинистически настроенной властью процесс „слияния наций” …

    Но теперь представьте себе такую фразу из советского учебника истории: «По призыву Александра Невского на борьбу с немецкими псами-рыцарями поднялись все советские люди». Или: «Иван Калита начал объединение вокруг столицы нашей советской Родины других древнесоветских земель». Или: «Под знаменами Дмитрия Донского на Куликовом поле сражались советские люди из разных древнесоветских княжеств».
    Абсурд!?
    Но разве не абсурд, когда румынские академики называют Стефана Великого «румынским господарем»? Или название сборника средневековых славяно-молдавских летописей называют сборником «славяно-румынских хроник»?
    Или, перекладывая на современный румынский язык древние произведения, написанные по-польски, по-венгерски, по-русски, по-немецки и даже на латыни, автоматически заменяют все встречающиеся в них термины, обозначающие валахов или мунтян, на слово «ромын» и его производные?!

    И еще румыны называют свою Академию,что от них исходит вся историческая правда!?
    От них исходит лишь: шовинизм,как от полудиких средневековых племен – экспансионистские самоутверждающие заявления и больше ничего хорошего!

    Apreciază

  9. Олег, по тому что вы написали, у меня складывается впечатление что о румынской истории и о румынской культуры вы имеете очень туманное представление. Не буду спорить на эту тему, все равно это бесполезна – ваше логика не базируется на фактах или разумных доводов, а на политических стереотипов и фобий.
    Ваше знание в румынской истории – это то что пишут пару алкоголиков с израильского портала АВА

    Apreciază

    • Oleg zice:

      Карактеризэриле д-воастрэ ну мэ женязэ делок…н-авець декыт.

      Ла тоатэ ерудиция д-воастрэ липсеште тотушь урмэтоареле елементе :

      1.
      Денумиря де ромын,лимбэ ромынэ (адикэ суб ачест лингвоним) а фост елаборатэ де лингвиштий трансилвэнень прин сек.18 , ка сэ фие идентификатэ ши рекуноскутэ офичиал ын Валахия.Сэ ну уйтэм,кэ ынкэ пе атунчя кнезатул лор ера сепарат де кнезатул Молдовей,ши дечь, авяу ши ей невое де врео денумире апарте!
      Ынсушь Гарабец Ибрэиляну ,скриитор ромын , а рекуноскут ын а.1909,кэ мама лимбий ромыне – есте ЛИМБА МОЛДОВЕНЯСКЭ.

      Ши лингвонимул лимба молдовеняскэ (ку графия кириликэ) , ынкэ (!) де прин аний 1500 – ынсемна фундаментул конштиинцей национале а молдовенилор.
      Потривит режиструлуй алкэтуит де ун библиотекар нямц,ап принтре кэрциле домнулуй Молдовей П.Шкиопу (а.1591) ера ши картя библикэ Псалмий – Psalter Davits aus den schlavonischen in die moldavische Sprach gezogen ; адикэ – Псалтиря луй Давид традусэ дин лимба славэ ын лимба молдовеняскэ.

      Кэлэторинд прин Италия,И.В.Гёте нота ( ын 13.06.1787 ) кэ а асистат ла о сератэ,унде „врео 30 де семинаришть речитяу поезий фиекаре ын лимба луй матернэ:…туркэ,молдовеняскэ,елинэ,персанэ,армянэ”.

      Яр ын а.1719 италиянул Силвестро Амелио едитязэ ла Рома Vocabulario italiano-moldavo… Е фоарте пуцин пробабил,ка ачел кэртурар кыт ш.а. сэ фи фост едитат кэрць (костиситоаре ла ачя време) ын врео лимбэ неекзистентэ…

      Астфел се конфирмэ рэспындиря ын Еуропа,ынкэ де прин секолеле 16 шамд – лингвонимул лимба молдовеняскэ.
      Яр филологул ромын Jacques Byck а спус ын а.1954 : „Де кынд екзистэ молдованул,де атунчь е ши лимба молдовеняскэ”.

      2.
      Сау поате се гэсеште карева май дештепт, ши пуне ла ындоялэ тот тезаурул попорулуй молдовенеск,ку о векиме де минимум 650 ань? Сау поате чинева аре бине дефинит вреун шаблон ( жен ка ын математикэ формуле пречисе) прин каре сэ стабиляскэ ел сингурел (сау ку врео шайкэ анумитэ де тылхарь спиритуаль) дрептул вреунуй попор ла екзистенцэ!?

      Apreciază

      • Nici n-am de gând dezbat aberaţiile lipsite de logică elementară pe care o debitaţi aici. Dacă veţi dori să aflaţi adevărul. Există destulă informaţie chiar şi în lucrările ştiinţifice ruseşti. Căutaţi şi veţi găsi.

        Apreciază

  10. вре румыноиды за прут zice:

    нацико-фашисткий сайт, жаль не всех вас добили в 45. Ох как вы тогда бежали от советской армии, были проститутками ими и остались

    Apreciază

Lasă un comentariu