Молдавский господарь Василе ЛУПУ – праотец молдавского румынизма


Родиной румынизма является Молдавское княжество, исторический регион, который стал для Румынии тем, чем для Германии стала Пруссия. Сам термин “румынизм” вводится в обиход 1858 году молдавским историком Василие Александреску Урекия, который понимал под ним концепцию исторического, культурного и духовного единства всех румын. В его концепции, румынизм противоположен национализму. Если национализм – это политическое и биологическое единство то, румынизм рассматривает народ, прежде всего как духовную общность людей. Вот почему Урекия видел в православии стержень румынского народа.

“Cartea Românească de Învățătură și Îndreptare a Legii” (“Румынская Книга Поучении и Исправлении Закона”)
“Cartea Românească de Învățătură și Îndreptare a Legii” (“Румынская Книга Поучении и Исправлении Закона”)

Но сама идея румынизма родилась задолго до Урекия: пра-отцом румынской идеи можно вполне считать молдавского господаря Василе Лупу, по инициативе которого, в 1646-ом, в Яссах – столице Молдавского княжества, печатается первая книга на румынском языке – “Cartea Românească de Învățătură și Îndreptare a Legii” (“Румынская Книга Поучении и Исправлении Закона”), а румынскии язык вводится в церковный обиход. Предисловие к книге, подписано самим господарем и имеет огромное значение: “Слово ко всему роду румынскому”. К тому времени, Молдова видела себя культурным и духовным центром всего румынского ареала. Нужно отметить, что Василе Лупу был родом из балканских арумын, а это предполагает, что его концепция о роли на Балканах и о румынском роде были намного шире, чем у местной аристократии с мещанским менталитетом.  Не зря эпоха его правления известна как “золотой век румынской культуры” и могла бы сравниться разве что с эпохой Штефана Великого. Его задачей было не только укрепление независимости Молдовы, но и объединение всех румынских земель, включая княжества Мунтении и Трансильвании, что послужило поводом для конфликта между Османской Империей и Бухарестом. В 1639-ом году, с помощью татар, Василе Лупу пытается, захватить трон Мунтении, присуждая себе титул “правитель Молдовы и Мунтении”. В одном из его официальных документов, на печати также стоит объединенный символ княжества Мунтении и Молдовы, который станет позже, в 1859-ом году, символом Румынии. В сговоре митрополитом Алба Юлии, господарь Молдовы строил также планы по покорению Трансильвании.

Во время своего правления, Василе Лупу становится значительной политической и геополитической фигурой. Подчинив напрямую себе Константинопольскую Патриархию и ведя переговоры с Московским царством, он пытался объединить под собой  все православные народы и воссоздать Византийскую Империю. Само имя “Василие” (от греческого “Базилеос”- Император) как бы говорила о мечте молдавского господаря.

К несчастью эти попытки были подорваны английским вмешательством в дела православной церкви.  В 1651-ом году, английская дипломатия поддерживает  кандидатуры Кирила III-го и Паисия Первого на патриарший престол, тем самым, молдавский господарь теряет своё влияние на Константинопольскую Патриархию.

В эпоху Василе Лупу, идея румынизма включала в себе идею возрождения Византии как православной империи – румынские княжества были единственными православные государствами, унаследовавшими византийскую идею, которые не вошли в так называемый “Дом Ислама”. Вот почему такие румынские правители как Штефан чел Маре, Петру Рареш, Михай Витязу считали своей исторической миссией освобождения Романии (древние название Византии) от османских захватчиков. Можно сказать, что это и было первоначальная понятие румынизма – идея объединяющее всех наследников восточного романства как путь к возрождению  Восточной Римской Империи.

Молдавский господарь Василе ЛУПУ – праотец молдавского румынизма

4 gânduri despre &8222;Молдавский господарь Василе ЛУПУ – праотец молдавского румынизма&8221;

  1. Maxim zice:

    Уважаемый Октавиан!

    Ну нельзя же так грубо обращаться с фактами: приводить одновременно фото подлинной румынской кириллической книги XVII века и тут же в статье транслитерировать его современной румынской латиницей!

    Потому румынизм Лупу и был византийским, что он был православным и кириллическим.
    А когда Вы пишете это название латиницей Кузы, то Вы выдаете в себе сторонника западнического национал-либерального антиправославного проекта Кузы, а вовсе не румынизма великих господарей XV – XVII вв.

    Apreciază

    1. Какая связь альфавита и цивилизационным выбором? Есть идти к истокам, между латинской, греческой и кириллицой отличия не значительные. В румынской культуре использование кириллицы не такая уж богатая. Румыны начали использовать кириллицу в 16 веке, паралельно существовали попытки и латинской писмености. До 16 века, просто не существовала румынская писменость, это было атрибутика болгарских писарей, работавщих в господарских канцеляриях Молдовы, Мунтении и Трансильвании.

      Apreciază

  2. А латинская азбука это не столько цивилизационный выбор, сколько утилитарный. Структурно, латинский алфавит болше соответсвует структуре румынского языка. В кириллице каждый звук обозночается одной буквой, то что становится неудобным для румынского языка

    Apreciază

  3. Потом, не надо путать кириллицу и русскую азбуку. Это два разных альфавита. Почему никто не удивляется тем что сами русские отказались от кириллицы в пользу новой писмености?

    Apreciază

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile despre tine sau dă clic pe un icon pentru autentificare:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s