«Румынизм» и «молдовенизм» – война между культурной и политической парадигмами


Столкновение между так-называемым «молдовенизмом» и «румынизмом» в Республике Молдова не так уж просто расшифровать. В видимой части конфликта существуют и некоторые переменные, которые требуют более глубокого анализа. Рассмотрим некоторые детали.

«Румынизм», как термин, впервые был предложен молдавским историком Василе Александреску Урекия в 1858-ом году, который подразумевал под этим культурную и историческую общность всего восточного романства. Очень важен тот факт, что Урекия отличал «румынизм» от «национализма» – политическую позицию, которую он глубоко презирал. Идейно румынизм зарождается в 17-ом веке, выражая идею господства Молдовы в румыноязычном пространстве. Особенно ярко это выразилось при господстве господаря Василе Лупу, который активно проводил   политику объединения Молдовы, Мунтении и Трансильвании, являясь при этом автором первого герба объединенных румынских княжеств. В 1646 году по приказу Василе Лупу в Яссах издается первый молдавский сборник законов – «Румынская книга учений» („Cartea românească de învăţătură”) – в предисловии которой господарь напоминает о «единстве всего рода румынского».

 «Молдовенизм», как идея зародился в 1924-ом году, как концепция построения новой «молдавской социалистической нации» в новосозданной Молдавской Автономной Советской Социалистической  Республике (МАССР), в составе Украинской ССР. Следует отметить, изначально не существовало единой позиции по этому вопросу. Строители «новой молдавской нации» разделились на «румынистов» и «самобытников». В 1932-ом году румынисты одержали победу. По приказу ЦК КПУ, в МАССР был введен латинский алфавит, а в «молдавском» языке были приняты современые нормы румынской литературы.

После вхождения Бессарабии в состав СССР и создания МССР молдовенизм стал официальной идеологией, тем временем как румынизм стал идеологией подпольных движений интелектуальных кругов. Вопрос о единстве румынской и молдавской литературы был поднят впервые в 1954-ом году на первом Конгрессе Союза Писателей МССР, когда местная интеллигенция осудила попытки запрета классиков румынской литературы[1].

После объявления независимости 27-го августа 1991-го противостояние между молдовенизмом (как выражение ностальгии по советскому прошлому) и румынизмом (как выражение молдавского националистической идеи) стали основой молдавской политической жизни. Каждая сторона начала принимать все отличительные черты в идеологическом и политическом плане.

Cоциальная основа обеих идеологий очень разная. Если приверженцами румынизма является абсолютное большинство молдавской интеллигенции и молодежи, то социальная основа «молдовенизма» еще не вполне ясна. Не совсем понятны и принципиальные посылки «молдовенизма», так как у самих молдовенистов нет общей и внятной позиции по разных концептуальным проблемам, им приходится балансировать между интернационализмом и «этническим», политическом, а иногда и расовым национализмом. Единственное, что связывает сегодня так-называемых «молдовенистов», это борьба против того, что они считают «румынским империализмом» и «опасностью ликвидации молдавской государственности».

Но и среди румынистов нет монолитного единства. Первый идеологический конфликт возник в 1993 году, после приднестровского конфликта, когда от Народного Фронта Молдовы откололась часть интеллигенции, которая встала одновременно на защиту румынизма  и сохранения независимости и суверенитета Республики Молдова. Тем временем Народный Фронт (Frontul Popular) до 1999-го года официально продолжал оставаться на радикальных позициях – создание с Румынией общего национального государства. Народный Фронт расчитывал получить политическое влияние в Румынии, создавая свои отделения в румынских уездах, пытаясь даже выдвинуть своего кандидата на президентских выборах в Румынии в 1992-ом году (Мирча Друк).

Отделившийся от Народного Фронта 10 апреля 1993-го года, «Конгресс Интеллигенции» создает Партию Демократических Сил (Partidul Forțelor Democratice). Отказываясь от унионизма,  новое политформирование высказывается за принцип «Республики Молдова – второе румынское государство» (по модели Австрия – Германия)[2]. Впоследствии, эта партия вошла в состав Демократической Партий (Мариана Лупу), а некоторые ее члены создали сегодняшнюю Либеральную Партию (Михая Гимпу).

Сегодня на официальном уровне ни одна из молдавских парламентских партий не продвигает в своих политических программах идею объединения с Румынией.

Молдавский идентитарный-иделогический конфликт в некоторой степени схож с проблемой австийской идентичности, где праворадикальные партии ратуют за признание единства «немецкой нации», а левые партии  – за исключительность политической идентичности. Прежде всего, речь идет об Австрийской Партии СвободыFreiheitliche Partei Österreichs (которая обычно набирает 15-20% голосов избирателей). В её партийной программе высказываются за признание  австрийцев, как часть единой немецкой нации[3]. В понимании австрийских националистов «немецкая нация» – это культурная и историческая общность (“ethnische Gemeinschaft”), тем временем как «австрийская нация» – сугубо политическая. Стоит отметить, что в конституции Греции существует похожее разделение, которое при этом не вызывает споров. Так, третий параграф первой статьи основного закона гласит, что «власть принадлежит этносу (этнической общности) и лаосу (гражданской общности) и осуществляется только во благо этноса и лаоса»[4].

В Австрии, как и в Молдове, напоминать что австрийцы являются этническими немцами- неполиткорректно, это все-равно, что напомнить, что молдаване – этнические румыны. Данные конфликты становятся явными только тогда, когда политика соприкасается с культурой. Вне политического поля вся сущность конфликта становится бессмысленной.  Этим и объясняется тот факт, что во время своего правления ПКРМ не смогла запретить изучение румынской литературы и румынской истории в молдавских школах. Такой шаг означал бы объявление тотальной войны всей интеллигенции, чего власть боялась.

«Молдовенизм» – это политическая концепция, тем временем как «румынизм» –  культурная. Вот почему приверженцы румынизма это, по большей части, молодежь, интелегенция и часть крестьян, тем временем как сторонники «молдовенизма» – это этнические меньшинства и электорат левых партий – пенсионеры, малоимущие и малообразованные слоя населения.

Но для выполнения полной модернизации Республика Молдова нуждается одновременно и в культуре, и в государствениках. Вот почему строительство суверенного государства невозможно без идентификации золотой середины между обеими группами. Полное уничтожение одной из сторон равносильно уничтожению самой Республики Молдова. Молдовенисты и румынисты просто обречены, жить друг с другом.

Вот почему сегодня молдовенизм и румынизм нуждаются в концептуальной реконструкции и реопределении в соответствие с новой реальностью, а для этого спор должен исходить не из названия, а непосредственно из культурного содержания национальной культуры Бессарабии.

«Румынизм» и «молдовенизм» – война между культурной и политической парадигмами

7 gânduri despre &8222;«Румынизм» и «молдовенизм» – война между культурной и политической парадигмами&8221;

  1. Octasa Ureche zice:

    Еще выдающийся лингвист Мариан Ильич Лупу сказал, что с т.з. политической у нас молдавский язык, а с т.з. научной – румынский. Г-н Раку развил и дополнил теорию М.И. Лупу. Набирается идей на пару кандидатских.

    Apreciază

  2. dsdsd zice:

    taci bai oleg-care nahui socialism??? Moldovenizmul era inca pina la epoca lui Stefan!!! asa ne numeau toti vecinii -Moldoveni!-ce are bolseviicii wei aici?

    Apreciază

      1. Vasile zice:

        Destul de tolerant dar nu prea adanc. Numai prin implementarea recomandarilor europiyarii Moldovei si mentalitatii oamenilor in Moldova prin toleranta opiniilor si pastrarea statalitatii putem supravetui.

        Apreciază

  3. Добрый_ХАМ zice:

    Ну, сам вопрос – не более чем спекуляция, так как, нельзя рассматривать историю страны или её языка в отрыве от её хронологии и преемственности. И всё-же строго говоря, за 150 лет молдавский язык на территории Румынии, претерпел достаточно изменений, и приобрёл своё звучание, и по праву теперь может называется румынским, а не молдавским. Но с существовавший здесь, с момента создания государства – молдавский язык, и без того богатый славянизмами, претерпевал определённые влияния и изменения, хоть и в меньшей степени, но в противоположную сторону – а именно русификации. Что нашими „добрыми” соседями внушается как безграмотность. Вот по этому и преподаётся сейчас в школе румынский, а не молдавский язык. И письмо сменили на латинское, именно для усиления влияния Европы на этот регион. Так что название „румынский”, на мой скромный взгляд, куда более милитаризированно чем молдавский. Иными словами – мы видим очередную попытку поставить телегу впереди лошади. И надо сказать – успешную попытку. Во всём её нелепии.
    Ну а в целом – „молдовенизм” можно рассматривать как консерваторскую точку зрения на происходящее. Не удивлюсь даже если пару партий левого толка сольются в партию консерваторов в скором времени. Ну а „румынисты” – в этом случае – модернисты. По этому и ценности у всех разные у кого – патриотические, а у кого либеральные – со всеми вытекающими последствиями…

    Apreciază

    1. 1. Что за славинизмы есть в Молдове и нет в Румынии? Надо заметить что большая часть слов славянского происхождения это южные, а не восточнославянские. То есть, славянизация пришла к нам из западного берега Прута.
      2. Молдовенизм это продукт советизации – индустриализации и урбанизации, а румынизм – это консервативный взгляд который оталкивается от архаичных структур. Вот почему среди „молдовенистов” молдованов (этнических румын) нет – а только представители дезнационализированым городским населением – бывшие евреи, русские, украинцы, гагаузы, которые потеряли свою национальную идентичность и пытаются построить новую „молдавскую” идентичность, по американской модели.

      Apreciază

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile despre tine sau dă clic pe un icon pentru autentificare:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare / Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare / Schimbă )

Fotografie Google+

Comentezi folosind contul tău Google+. Dezautentificare / Schimbă )

Conectare la %s